+7(495)215-08-17
+7(905)723-77-78
aka@tigrichi.ru
ИНФО ЛЕНТА

ВНИМАНИЕ! Начинаем новый 2019-2020 учебный год! Открываем наши Доджо!

Приглашаем тренироваться учеников всех возрастов (от 3-х лет), начинающих и опытных!

справки по тел.:

+7 (905) 723-77-78

+7 (495) 215-08-17

24-04-2020
Тигричи
24-04-2020

01-04-2020
С нами сила!
01-04-2020

Открыт дополнительный набор в Клуб "Тигричи" каратэ для детей от 3 лет и взрослых.

Запись по телефонам:

+7 (495) 215-08-17

+7 (905) 723-77-78

и по электронной почте:

aka@tigrichi.ru

НОВОСТИая в

История Атмановских кулачек

Добро с кулаками

Традиция биться стенка на стенку на Руси насчитывает не одно столетие. В селе Атманов Угол, что затерялось в Тамбовских лесах, с XVII века несколько раз в год проходили так называемые «большие кулачки», праздничные бои, где мужчины могли помериться силой, сноровкой и ловкостью. Ни революция, ни смена политического строя не помешали жителям села сохранить традицию до нынешнего времени, с перерывом разве что на шальные девяностые.

Фестиваль народных игр «Атмановские кулачки» проходит на этом месте уже пятый раз и закрепился в селе надежно. Более того, по мнению идеологов фестиваля, вскоре «заразит» своим примером окрестные деревни. Да и как не заразить, если жители села сквозь века умудрились пронести древнейшую традицию. Даже сегодня здесь можно встретить старожилов, которые участвовали в народной забаве всерьез, а вовсе не в рамках фестиваля.

Тамбовская область. Село Атманов угол. Традиционные игры «Атмановские кулачки — 2015». Фото: Павел Пелевин / Strana.ru. Strana.RuТамбовская область. Село Атманов угол. Традиционные игры «Атмановские кулачки — 2015». Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

 

Атманов Угол — место само по себе необычное и рождает ряд закономерных вопросов к своему названию: почему угол? Почему Атманов? Село ведет свою историю с 1648 года, первыми жителями были запорожские и донские казаки, в народе их звали «атаманы». Будучи некогда крепостными, бежавшими в Смутное время на границы Руси, в конце XVII века «атаманы» были приглашены в качестве наемников для защиты тамбовской земли, с ними пришло и название места. Углом же село назвали потому, что острым клином врезалось оно в густой тамбовский лес.

Из архива организаторов фестиваля «Атмановские кулачки». Strana.RuИз архива организаторов фестиваля «Атмановские кулачки»
 

В XIX веке праздничные кулачные бои проходили на Тамбовщине повсеместно: не было такого села, где на гулянии мужики не собрались бы стенка на стенку. В XX столетии таких сел становилось все меньше, но Атманов Угол за традицию держался крепко. На Успение мерились силой односельчане, а на Троицу сходились в кулачном бою уже разными селами. Успение Пресвятой Богородицы — престольный праздник сельского храма — отмечали весело и с размахом: частушки пели, плясали, играли свадьбы. Четыре дня гуляли и четыре дня дрались, на кулачки собирались все атмановские мужики. Делились, как правило, по территориальному признаку, один конец села против другого. В этом делении был и свой исторический смысл, ведь на состязаниях решались хозяйственные проблемы: тот конец деревни, который победил в кулачках, выбирал покосы получше и поближе к себе. Для ребят помладше кулачные бои являлись воспитанием мужского начала, формировалось воинское восприятие, складывалось представление о том, как надо защищать свой народ и свою семью.

Кулачные бои никогда не отличались жестокостью, целью участников было помериться силой, а не избить соперника до полусмерти. Обычно в стенке противник выбирался по плечу, сильный вставал напротив сильного, а слабый напротив слабого. Правила соблюдались неукоснительно: бились голыми руками или в рукавицах, запрещены были броски, удары ногами. Не били лежачего и «мазку» — того, на ком появлялась кровь.

Тамбовская область. Село Атманов угол. Традиционные игры «Атмановские кулачки — 2015». Михаил Иванович. Фото: Павел Пелевин / Strana.ru

«Кулачки все-таки были частью праздника, а не серьезным выяснением отношений. У нас, по обыкновению, так: сначала ребята меньшие возились, потом парни постарше дрались, а потом уже мужики шли, — делится старожил Михаил Иваныч.
Он застал еще то время, когда мальчишками они бегали через речку Пишляйку мять бока односельчанам с соседней улицы, а на Троицу бились с вихляйскими ребятами. — Дрались по-дружески, потому что все жители села хорошо знают друг друга. Не будешь же ты соседа калечить, так, слегка его помутузишь и всё!»

Сельские женщины, конечно, не были в восторге от праздничных потасовок своих супругов: тянули мужей назад, рвали рубашки в попытке вытащить любимого из строя, выли белугой. Потому как после кулачек мужчины могли по месяцу «хворать», а мужские руки в хозяйстве — на вес золота. Кто за болезного наколет дров, починит сарай, вытащит из болота заплутавшую корову? Но женская сущность — тяга выбирать сильнейшего — нередко брала верх.

«Я хоть и была противницей этих кулачек, а в душе все равно приятно было! Он там несся, он там дрался, он там выстаивал, в этой стенке. И было понимание, что семья за ним как за каменной стеной», — рассказывает глава Троицковихляйского сельсовета Нина Петровна Малина.

Атмановка Екатерина Прокофьевна — сухонькая и бодрая старушка, со смуглым лицом и лучистыми морщинками вокруг глаз, тоже помнит те годы, когда советская милиция пыталась разгонять шумных сельских мужиков, и время, когда традиция стала затухать, и первые попытки провести фестиваль в их селе.

«Нонче, конечно, не то что раньше. Раньше-то было ого-го как, — разводит руками Екатерина Прокофьевна, наблюдая из-под пестрого платка за тем, как два дюжих молодца борются «за вороток». — Мальчишки стреляли из рогаток, женщины плясали. Мужчины выпивали и бились, по два, по три захода, да хоть весь день! Отдохнут, водицей из речки умоются — и наново. А как не биться? Добро-то должно быть с кулаками».

Ближе к концу 80-х народная забава претерпела сильные изменения: начали появляться заточки, ножи, куски арматуры, в кулаки стали прятать закладки. Стариков, которые помнили о сути кулачных боев, становилось все меньше, а молодежь все более ужесточала кулачки, и спустя несколько лет традиция сошла на нет.

«Когда были утеряны исторические корни традиции, тогда рухнуло все, — рассказывает Михаил Семенов, председатель Тамбовского общества любителей краеведения. — Кулачки превратились в кровавую бойню, когда можно было себе позволить отодрать штакетину от забора и хрякнуть другого. Ушла культура, на этом кулачки и умерли».

Однако уйдя из быта, традиция осталась в стариках, которые еще помнили, как они собирались мериться силой без жестокости и крови. В 1998 году кулачки стали возрождать тамбовские историки и краеведы, начали приезжать люди. Дальше пошла волна удачи: в 2005 году традиционные игры народов мира были провозглашены ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием, а в 2014-м «Атмановские кулачки» были объявлены титульными русскими играми.

За пять лет фестиваль успел стать неотъемлемой частью событийной жизни села Атманов Угол. Местные жители поначалу относились к мероприятию с подозрением, но через некоторое время присоединились к празднованию и теперь приходят на фестивальное поле всем селом — и поглядеть, и в веселье поучаствовать. Каждый год событие собирает по несколько тысяч человек — неслыханное количество для небольшого села. Молодежь участвует в состязаниях, а старики вспоминают былое и радуются тому, что традиция возвращается, пусть даже и в формате фестиваля.

Сегодня «Атмановские кулачки» — большое праздничное гулянье, кульминацией которого становится бой стенка-на-стенку. Бои делятся на две секции: для спортсменов этнодисциплин и для всех желающих. Любители делятся на две равные части и выходят с голыми кулаками, спортсмены же бьются в сплоченных командах и в легком варианте защиты, шлеме и перчатках. Последнее время этноспорт в России набирает обороты, в этом году на поле собрались команды как местных, из Сосновского района, так и приезжих, из Москвы, Белгорода, Тамбова. После стенок спортсмены выглядят на удивление довольными и свежими — говорят, душа отдыхает в этих битвах, все настоящее, родное. Ну и азарт, конечно, куда без него.

Помимо кулачек, участники могут попытать силы и в других в традиционных молодецких забавах: борьбе за-вороток, игре русмяч (этаком русском регби) или перетягивании палки. Те, кто бороться не хочет, играют в лапту, чижа или рюхи, соревнуются в исполнении частушек, игре на гармони и плясовом мастерстве, катаются на аутентичной деревянной карусели. «Атмановские кулачки» открыты для всех, от мала до велика. Возраст, пол, расовая принадлежность и мировоззрение роли не играют, лишь бы настрой был позитивным. В этом году праздник посетили студенты из Анголы — они с удовольствием осваивали русский хоровод и пытались петь народные песни.

Особенность фестиваля — в его стихийности и спонтанности. Организаторами заготовлено минимальное количество речей и строго регламентированных действий. Есть костяк мероприятий, а уж то, чем он обрастет, зависит только от участников — здесь у каждого свой праздник. Идеологи мероприятия понимают, что подобный формат — вещь, ломающая стереотипы и доступна не каждому. Здесь нужно не просто поучаствовать, а втянуться в праздничную круговерть, слиться с ней и попробовать жить совсем другой жизнью. Ведь только тогда, когда событие становится частью жизни, есть надежда на возрождение традиции.

24 мая 2016 года

источник: http://strana.ru/journal/24201133

перейти на страницу: 1-й Фестиваль богатырскихъ забавъ Руси "Аксиосъ" 2016